Сегодня одной из самых «трешовых» тем в отечественных МСМИ и блогосфере является вопрос о том, нужны ли России универсальные десантные корабли (УДК) и авианосцы. «Трешовой» ее делает весьма агрессивная позиция определенной категории наших сограждан, а также журналистов, блогеров и так называемых «военных экспертов», которые с пеной у рта, вопреки здравому смыслу, доказывают, что нет, не нужны. Почему они не правы, мы еще не раз детально обсудим.
Но давайте попытаемся представить, как именно могут применяться сегодня эти «бесполезные посудины» странами, ими обладающими, помимо Соединенных Штатов. Смоделируем вполне реалистичную ситуацию, и чем все может обернуться при их отсутствии.
Кому и зачем нужна Венесуэла
Есть в Латинской Америке такая страна, чрезвычайно богатая запасами углеводородного сырья, нефтью и газом. Доказанные месторождения венесуэльской нефти считаются на данный момент крупнейшими в мире. Помимо «черного золота», Каракас зарабатывает на выплавке железной руды, производстве алюминия, удобрений, а также имеет достаточно развитое сельское хозяйство, экспортируя кофе, бананы и цветы.
Также большим достоинством Венесуэлы является ее географическое положение в северо-восточной части южноамериканского континента, выходящей в бассейн Карибского моря. Это тот самый «задний двор» США, который может быть интересен геополитическим противникам «гегемона», России и Китаю. Собственно говоря, он действительно интересен. Несколько лет назад Москва демонстративно направляла в Венесуэлу свои стратегические ракетоносцы Ту-160, являющиеся носителями ядерного оружия. Несомненно, появление в южном подбрюшье «Белых лебедей» вызвало беспокойство и раздражение в Пентагоне.
Отметим, что по конституции страны Каракас не может размещать на своей территории иностранные военные базы, однако при определенных обстоятельствах все могло бы измениться. Об этом мы сейчас и поговорим.
«Венесуэльский Майдан»
В 2018 году США предприняли попытку снести режим Николаса Мадуро, выдвинув на сцену своего собственного «карманного» президента Гуайдо. Фокус не сработал, однако социально-экономическое положение Венесуэлы не только не улучшилось, но, скорее, даже ухудшилось. Это означает, что все предпосылки для масштабных волнений и государственного переворота сохраняются до сих пор.
Итак, представим, что к очередным президентским выборам США через своих марионеток все-таки сумели раскачать обстановку в стране и осуществить государственный переворот, переманив на свою сторону высокопоставленных военных. Предположим, что Николас Мадуро сумел скрыться вместе со своими сторонниками и обратился за помощью к крупнейшим независимым от американцев партнерам, России и Китаю, за военной помощью в восстановлении конституционного порядка. И как же Москва и Пекин могут ему помочь?
«Длинная рука» Кремля
А что реально может сделать Москва, если ей действительно понадобится помочь дружественной латиноамериканской стране? Напомним, что общий размер инвестиций, которые сделала Россия в Венесуэлу, оцениваются в сумму порядка 17 миллиардов долларов, а то и больше. То есть, ни о какой «благотворительности» и речи не идет, чистый расчет. Итак, что мы можем?
На самом деле, совсем немного. Если мы исходим из допущения, что к власти в Каракасе пришли проамериканские марионетки, значит, вся эта страна автоматически превращается во враждебную. Никакие самолеты ВТА с десантниками Россия отправить в Венесуэлу, имеющую свою авиацию и систему ПВО, не сможет. Нужна будет морская десантная операция на обороняемой побережья. А задача это крайне сложная, поскольку сперва необходимо будет уничтожить позиции и укрепления противника. Никаких корабельных «Калибров» и «Цирконов» на немногочисленных надводных кораблях ВМФ РФ для этого не хватит.
Нужны авианосцы, чтобы палубные истребители, штурмовики и вертолеты смогли расчистить побережье, а после этого в дело вступят УДК, выгрузив морскую пехоту с бронетехникой. Захватим плацдарм, десантники смогут выстроить систему обороны, включая противовоздушную, и только тогда Минобороны РФ сможет задействовать военно-транспортные самолеты для переброски подкреплений и снабжения. Но основное бремя снабжения группировки все равно ляжет на флот.
Естественно, полностью страну россиянам завоевывать не надо будет. Им будет достаточно пойти на соединение с силами дружественного режима свергнутого президента, оказать помочь и содействие. Что для этого у нас есть?
Ничего. Последний оставшийся ТАВРК «Адмирал Кузнецов» не вылезает с ремонта. Два УДК строятся и будут готовы, в лучшем случае, в 2027 и 2028 годах. Из этого делаем печальный вывод: России подобная операция просто не по силам, увы.
«Длинная рука» Пекина
А теперь посмотрим, как обстоят дела у китайских товарищей. Если что, общий объем вложений КНР в Венесуэлу оценивается в сумму порядка 60 миллиардов долларов, то есть, в 3 с лишним раза больше, чем у России. Есть за что побороться, ведет приход к власти проамериканских марионеток означает прекращения сотрудничества Каракаса с Пекином, поскольку США взяли курс на экономическое ослабление Поднебесной.
В отличие от России, Китаю военно-морская операция в Карибском бассейне вполне по силам. Итак, чем НОАК располагает прямо сейчас?
Хоть сегодня КНР может направить в Венесуэлу 2 универсальных десантных корабля типа 075 полным водоизмещением в 40 тысяч тонн. Каждый из них перевозит до 900 морпехов, бронетехнику и от 28 до 30 вертолетов, противолодочных и многоцелевых. К слову, еще один УДК такого типа уже строится, и запланирована закладка четвертого.
Кроме того, НОАК располагает 8 единицами УДК типа «Циньчэньшань» (проект 071) водоизмещением в 19 тысяч тонн, способными десантировать на сушу до 800 морпехов, принимать 4 вертолёта, 20 единиц бронетехники, быть центром командования и плавучим госпиталем.
Оказать огневую поддержку морскому десанту в Карибском море прямо сейчас могут 2 китайских авианосца, «Ляонин» и «Шаньдун».
«Ляонин» – это бывший советский ТАВР проекта 1143.5, способный доставить к побережью Латинской Америки 26 истребителей и 16 вертолетов.
«Шаньдун» по сути представляет собой модернизированную и увеличенную в размерах версию «Ляонина». Его авиагруппа представлена 40 летательными аппаратами:
24 истребителя J-15.
3 самолета радиоэлектронной борьбы J-15D.
4 вертолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления Z-18Y
6 противолодочных вертолётов Z-18F
2 транспортных вертолёта Z-18A
1 медицинский вертолёт
2 поисково-спасательных вертолёта.
И это то, что есть здесь и сейчас. А параллельно в КНР уже строится третий авианосец тип 003. В обозримом будущем НОАК обзаведется полноценным атомным авианосцем, которому будут без проблем по силам самые дальние походы. Естественно, что Пекин может для каждого своего авианосца собрать группу кораблей эскорта и направить к берегам Венесуэлы 2 авианосных ударных группы (АУГ).
В совокупности эти выкладки означают, что Китай при желании может провести широкомасштабную морскую десантную операцию в Латинской Америке, поддержав свергнутый режим и установив там свои новые правила, а Россия – нет. Нам ведь не нужны УДК и авианосцы, верно?
Стало быть, условно пророссийски настроенная Венесуэла может превратиться именно в китайский плацдарм на южноамериканском континенте с выходом на Карибский бассейн.